20 японских мультфильмов, которые стоит посмотреть всем
Подборка полнометражных мультфильмов от самых известных режиссёров, работы которых помогут проникнуться аниме.
10 июля в российский прокат выходит аниме Мамору Хосоды «Девочка, покорившая время». Фантастический и одновременно очень жизненный мультфильм понравится и искушённым фанатам японской анимации, и зрителям-новичкам. Именно эта работа может стать идеальным стартом для погружения в культуру аниме. В материале расскажем, на какие ещё картины японских режиссёров-аниматоров стоит обратить внимание.
Мамору Хосода
Свой первый анимационный фильм режиссёр и сценарист Мамору Хосода снял в средней школе, будучи ещё совсем мальчишкой. Идеи для историй он часто берёт из собственного жизненного опыта, поэтому у режиссёра так много работ, посвящённых семье и процессу взросления. При этом он часто рассматривает эти темы в фантастическом сеттинге — так Хосода заставляет своих персонажей проходить трансформацию.
1. Девочка, покорившая время
Toki o kakeru shojo
Пережив страшную аварию, 17-летняя Макото обнаруживает, что теперь умеет перемещаться во времени. Вдохновлённая необыкновенным даром, она начинает налаживать свою жизнь, раз за разом возвращаясь в прошлое, чтобы что-нибудь исправить. Макото заранее узнаёт ответы на контрольную, не опаздывает на важные встречи и избегает неприятных разговоров. Но вскоре выясняется, что никакой суперсилы у неё нет — во всём виноват особый прибор, который принадлежит мальчику, прибывшему из будущего.
Невероятная история о перемещениях во времени становится основой для рассказа о первой любви и опыте взросления, который во многом связан с неловкостью и стыдом. Макото предстоит преодолеть своих страхи и научиться жить без помощи футуристичных чудо-гаджетов.
2. Дитя чудовища
Bakemono no ko
Это история беспризорного мальчишки-сироты Киюта и человека-медведя Куматетсу. Мальчик и чудовище живут в мирах, которые не должны пересекаться. Но обстоятельства складываются так, что обитатели параллельной вселенной забирают мальчика к себе. Киюта становится воспитанником Куматетсу и начинает обучаться у него разным боевым трюкам, чтобы подготовиться к надвигающемуся стихийному бедствию.
Трогательная картина рассказывает о том, что в семье можно не только родиться, но и обрести её самостоятельно. Одиночки Киюта и Куматетсу находят друг в друге то, в чём нуждались, но даже не подозревали об этом: теплоту и поддержку.
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки — известный японский режиссёр-аниматор и один из основателей анимационной студии Ghibli. В своих работах он часто обращает внимание на такие сложные темы как война, пацифизм, экология, отношение человека к природе и взросление. Многим фанатам познакомились с жанром именно благодаря картинам Миядзаки, прославившимися на весь мир.
3. Порко Россо
Kurenai no buta
Лётчик-виртуоз Марко Паготте настолько разочаровался в людях, что навлёк на себя проклятье и стал похож на свинью. После того как к власти в Италии пришли фашисты, Марко начал работать на государство, защищая торговые судна от нападок воздушных пиратов. Им это не очень нравилось, поэтому они решили устранить Марко, заставив его сразиться с настоящим королём — лётчиком-асом Кёртисом.
«Порко Россо» — одна из самых взрослых историй Миядзаки, которая рассуждает на темы диктатуры, ужасов войны и потери человечности. По жанру она напоминает нуар, но при этом снята в фирменном добром стиле автора и оставляет надежду на светлое будущее для героев.
4. Ветер крепчает
Kaze tachinu
Дзиро Хорикоши мечтает управлять самолётами, но страдает близорукостью. Повзрослев, он понимает, что карьера пилота ему не светит, и становится авиаконструктором. В это время начинается Первая мировая война, и Дзиро приходится создавать боевые лайнеры.
«Ветер крепчает» — одновременно наиболее личный и наименее сказочный из всех проектов Хаяо Миядзаки. Это биографическая история реального японского инженера Дзиро Хорикоши, в которую добавлены элементы из литературы немецкого писателя Томаса Манна, японского поэта Тацуо Хори и размышления Миядзаки о природе творчества.
Миядзаки и сам большой фанат самолётов, а название своей студии Ghibli он позаимствовал у итальянской модели самолёта. Ghibli — это обозначение ветра сирокко.
5. Навсикая из Долины ветров
Kaze no tani no Naushika
На Земле произошла ужасная экологическая катастрофа: почти всю её поверхность покрыло ядовитое море. Единственным островком спокойствия и безопасности в этом мире осталась лишь Долина ветров — царство, где правят необычная девочка Навсикая и её мудрый отец. Райский уголок не даёт покоя жителям других сохранившихся государств, которые решают воевать за оставшиеся природные ресурсы.
Это первый полнометражный анимационный проект, созданный на студии Ghibli. Мультфильм принёс мгновенную славу Хаяо Миядзаки и его команде, а также заложил основы стиля аниматора. Как и во многих других работах, центральными идеями «Навсикаи» стали губительное воздействие человека на природы и поиски путей для сосуществования с ней.
Макото Синкай
Макото Синкай — художник-аниматор, режиссёр и сценарист. Он предпочитает работать в одиночку, обходясь минимальными ресурсами. Первые свои мультфильмы он отрисовал без чьей-либо помощи на домашнем компьютере. За высококачественную и детализированную картинку Синкая не раз называли «вторым Миядзаки», но сам художник слишком скромен, чтобы согласиться с этим.
6. Твоё имя
Kimi no na wa.
Мицуха — старшеклассница из маленького городка, затерянного в горах. Она мечтает поскорее повзрослеть и переехать в шумный мегаполис. Таки — обычный парень, живущий в центре Токио. Они никогда не были знакомы и нигде не встречались, но между ними существует необычная связь. Во сне Таки и Мицуха меняются телами и приобретают возможность проживать жизни друг друга. Сначала они воспринимают это как забавную игру, но со временем всё становится намного сложнее.
На момент выхода «Твоё имя» стало самым кассовым аниме в истории и принесло Синкаю международную славу. Всё из-за грамотного сочетания фантастической истории с гиперреалистичной рисовкой, а ещё — щемящей и меланхоличной интонации.
7. Дитя погоды
Tenki no ko
16-летний Ходака Морисима убегает из дома в Токио совсем без денег. Чтобы как-то выживать в большом городе, он пишет статьи для журнала о сверхъестественном и вскоре замечает, что город накрыла аномальная пора дождей. Однажды он встречает сверстницу Хину Амано — она тоже живёт без родителей и воспитывает младшего брата. Оказывается, Хина умеет управлять погодой. Подростки решают использовать эту особенность, чтобы заработать немного денег.
В этой работе Синкай вслед за своим кумиром Хаяо Миядзаки берётся рассуждать на тему климатических бедствий. В мультфильме он создал печальный, но невероятно красивый образ дождливого Токио, который постепенно уходит под воду.
8. 5 сантиметров в секунду
Byousoku 5 Centimeter
Фильм рассказывает о трёх эпизодах из жизни Такаки Тоно. Действие начинается в 90‑е, когда герою приходится расстаться с любимой девушкой. Она переезжает в другой город, но парню удаётся поцеловать её на прощание и рассказать о своих чувствах. Однако со временем герои всё сильнее отдаляются друг от друга из-за разделяющих их километров.
Исао Такахата
Исао Такахата — режиссёр, сценарист, продюсер и сооснователь студии Ghibli. В отличие от его друга Хаяо Миядзаки, который выработал узнаваемый авторский стиль, каждая следующая работа Такахата не похожа на предыдущую. В одной он безапелляционно обнажает ужасы войны, в другой рассказывает почти анекдотичные истории из жизни обычной семьи. При этом каждый мультфильм Такахата пронизан тонким пониманием человеческой природы.
9. Сказание о принцессе Кагуя
Kaguyahime no monogatari
«Сказание о принцессе Кагуя» основано на древней народной японской сказке «Повесть о старике Такэтори». Однажды, гуляя по лесу, старик наткнулся на странно светящийся стебель бамбука. Когда он рассмотрел его поближе, то обнаружил крошечную девочку, которая навсегда изменила его жизнь. Мультфильм о «японской Дюймовочке» считается верхом творчества Исао Такахата, однако в России это картина не слишком известна.
10. Могила светлячков
Hotaru no Haka
Кадр из аниме «Могила светлячков»
Действие мультфильма начинается незадолго до окончания Второй мировой войны. Сэйта и Сэцуко — сироты, недавно потерявшие родителей. Сначала они находят пристанище у тётки, но вскоре оказываются на улице.
Этот прямолинейный и совсем недетский мультфильм демонстрирует ужасы войны, не показывая при этом не единой капли крови. Сэйта и Сэцуко — тихие и незаметные жертвы гуманитарной катастрофы, произошедшей в 40‑е годы. Их история рассказана с точки зрения детей, поэтому в ней находится место и теплоте, и наивности, и радости.
Сатоси Кон
Аниматора и мангаку Сатоси Кона часто называют «японским Дэвидом Линчем» из-за сюрреалистичности его работ и погружения в те глубины человеческой души, куда не многие отваживаются заглянуть. Его мультфильмами вдохновлялись такие режиссёры, как Кристофер Нолан и Даррен Аронофски, а это уже кое-что да значит.
11. Истинная грусть
Perfect Blue
Поп-айдол Мима Киригоэ решает сменить профессию и попробовать себя в актёрстве. Она покидает музыкальную группу и начинает сниматься в детективном сериале. В то же время она обнаруживает блог в интернете, который кто-то ведёт от её имени. Пока героиня пытается понять, кто за ней следит, на съёмках начинают происходить убийства. Постепенно Мима теряет связь с реальностью.
«Истинная грусть» — суровый параноидальный триллер, который погружает зрителя прямиком в разрушающееся сознание главной героини. Сатоси Кон создаёт неуютное пространство замусоренного шумного города, где не скрыться от чужих глаз и собственных страхов.
12. Паприка
Paprika
В недалёком будущем появилось устройство DC Mini, позволяющее докторам проникать в сны и фантазии пациентов. Оно не было опасно до тех пор, пока не попало в руки злоумышленников, которые с его помощью начали сводить с ума невинных людей.
«Паприка» приоткрывает завесу в мир сновидений. Главные герои постоянно мечутся между пространством реальности и фантазии. Последнее представлено в виде безумного калейдоскопа, где смешиваются мечты и воспоминания, коллективное и личное, прошлое и будущее.
Кацухиро Отомо
Кацухиро Отомо известен в первую очередь как создатель «Акиры» — манги и анимационной адаптации, которая перевернула представление о жанре во всём мире. Отомо стал мангакой после того, как не сумел поступить в художественное училище. А в 1988 году сам экранизировал своё самое известное произведение и прославился.
13. Акира
Akira
Действие происходит в Нео-Токио — городе, выстроенном на месте уничтоженной ядерным взрывом японской столицы. Канэда — главарь банды школьников-мотоциклистов. Во время одной из уличных гонок его друг Тэцуо получает серьёзную травму и попадает в больницу. Вскоре выясняется, что его боли связаны не с ушибами, а с пробуждающимися психокинетическими способностями. Силой Тэцуо пытаются завладеть военные силы, действующее правительство и повстанцы. Канэда должен спасти товарища от врагов и самого себя.
«Акира» стала одной из первых картин, которые сформировали новое представление о японской анимации у западного зрителя. В 80‑е годы мультфильмы всё ещё ассоциировались со студией Disney и детскими историями про антропоморфных животных. «Акира» продемонстрировала миру, что инструментами мультипликации можно рассказать зрелую, философскую и захватывающую историю в духе «Бегущего по лезвию».
Мамору Осии
Мамору Осии — режиссёр и сценарист, известный своими работами в жанре научной фантастики. В творчестве японца смешались религия, недоверие к властям, эстетика киберпанка и любовь к кинематографу.
14. Призрак в доспехах
Koukaku Kidoutai
В 2029 году технологии развились настолько, что почти каждый человек вживил себе нейронный имплантат. Однако это привело к распространению киберпреступности. Через имплант хакер может получить доступ к мозгу любого человека и подселить туда несуществующие воспоминания или навязчивые мысли. Майор Мотоко Кусанаги расследует подобные преступления и при этом сама является носительницей полностью кибернетизированного тела.
Это аниме стало настоящим прорывом с точки зрения графики и повлияло на появление лучших произведений в жанре киберпанк. Например, сёстры Вачовски не раз признавались, что на создание «Матрицы» их вдохновило именно аниме Мамору Осии. Это не только совершенное в визуальной части произведение, но и аллегорическая философская притча о душе.
Ёсиаки Кавадзири
Ёсиаки Кавадзири — один из основателей влиятельной японской анимационной студии Madhouse, на которой было поставлено множество из перечисленных в материале лент. Видение Кавадзири определило вектор развития компании. Режиссёр считается одним из первых проводников в японскую анимацию более взрослых и мрачных тем: секса, насилия и их взаимосвязи.
15. Манускрипт ниндзя
Juubee Ninpuuchou
Кадр из аниме «Манускрипт ниндзя»
Странствующего самурая Дзюбея Кибагами втягивают в разборки девушки-ниндзя Кагэро с группой могущественных воинов. Вскоре герои обнаруживают, что их противники обладают сверхъестественными демоническими способностями, а за ними стоит давний враг Дзюбея — король бесов Гемма.
Кровавое и драматичное аниме «Манускрипт ниндзя» по жанру представляет собой тямбару — японское историко-приключенческое кино, только с фэнтезийными вставками. Основное действие состоит из зрелищных и изобретательных битв, в которых герои противопоставляют клинок и смекалку сверхчеловеческим способностям.
16. D: Жажда крови
Vampire Hunter D
Кадр из аниме «D: Жажда крови»
В далёком будущем Землёй правят вампиры. Однако к моменту начала действия аниме их почти полностью уничтожили люди, вернув себе власть на планете. Кровопийцу-полукровку Ди нанимает богатое семейство, чтобы найти и вернуть домой дочь Шарлотту. Та влюбилась в вурдалака и сбежала с ним, чтобы улететь на вампирскую планету. Параллельно на след парочки напала группа охотников за головами.
В этой выдающейся экспериментальной ленте Кавадзири смешал атмосферу вестерна и готического хоррора — двух крайне жестоких жанров. В итоге одиночка-ковбой стал ещё и дампиром, который сочетает широкополую шляпу с доспехами и чёрным плащом.
Хиромаса Ёнэбаяси
Хиромаса Ёнэбаяси стал самым молодым режиссёром анимационной студии Ghibli, когда дебютировал в полном метре с «Ариэтти из страны лилипутов». На старте карьеры Ёнэбаяси работал аниматором на фильмах Миядзаки «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками» и «Ходячий замок», поэтому влияние наставника сильно чувствуется в каждой работе режиссёра. Однако надолго с Хаяо Миядзаки он не задержался и основал собственную компанию для производства мультфильмов.
17. Ариэтти из страны лилипутов
Karigurashi no Arietti
12-летний Сё приезжает погостить в старинный дом своей тёти и случайно спасает от кошки необычную крохотную девочку Ариэтти. Так он узнаёт, что по соседству с обычными людьми живут лилипуты-«добывайки», которые изо всех сил стараются сохранить своё существование в тайне. Вопреки всем запретам между Сё и Ариэтти завязывается дружба, но продолжается она совсем недолго.
История основана на романе британской детской писательницы Мэри Нортон «Добывайки». Картина получила премию Японской академии как «Лучший анимационный фильм года-2021», дав мощный старт карьере Ёнэбаяси.
18. Воспоминания о Марни
Omoide no Mani
Анна — невероятно одинокая девушка, которую не в силах понять ни её приёмные родители, ни кто-либо ещё. Единственное её утешение — это рисование. Однажды во время урока в парке Анна переживает сильнейший приступ астмы, после которого родители решают отправить её подлечиться к родственникам в домик на побережье. Там она знакомится с таинственной Марни, которая через некоторое время куда-то исчезает.
Мультфильм стал настоящим хитом и получил ряд премий, в том числе «Оскар-2016» как «Лучший анимационный фильм».
Горо Миядзаки
Горо Миядзаки — японский художник и режиссёр, сын Хаяо Миядзаки. Миядзаки-отец был против того, чтобы его сын занимался режиссурой, аргументируя это тем, что у того ещё недостаточно опыта. Но Горо всё равно занялся работой над собственным анимационным сериалом и выпустил уже несколько самостоятельных картин.
19. Со склонов Кокурико
Kokuriko-zaka kara
Кадр из аниме «Со склонов Кокурико»
Уми с детства привыкла быть самостоятельной и решать проблемы в одиночку. Она не растерялась даже в тот момент, когда нужно было ехать в Токио на важную встречу к спонсору школы, чтобы спасти здание от сноса. Пока происходили все эти события, девочка и не заметила, как неожиданно влюбилась.
Действие происходит в Японии 60‑х годов. Картина рассказывает простую и оттого особенно милую историю о взрослении двух школьников и жизни обычных людей.
Ёсифуми Кондо
Ёсифуми Кондо — японский аниматор, дизайнер и режиссёр-постановщик, который работал в студии Ghibli в качестве ключевого аниматора на «Ведьминой службе доставки», «Только вчера» и «Принцессе Мононокэ». Кондо успел поставить всего один фильм, но зато какой .
20. Шёпот сердца
Mimi wo sumaseba
Сидзуку очень любит книги и старается каждую свободную минуту проводить за чтением. Вскоре она замечает, что все издания, которые она берёт в библиотеке, раньше уже читал некий Сэйдзи Амасава. Сидзуку решает выяснить, что же это за таинственный незнакомец, с которым у неё настолько совпадают интересы, и познакомиться с ним поближе.
Сценарий к фильму, основанному на одноимённой манге, написал Хаяо Миядзаки. «Шёпот сердца» объединяет реалистичную историю с чудесами, напоминая о том, что магия существует, нужно только научиться её замечать. Фантастические пейзажи, возникающие в мультфильме, взяты из творчества японского художника-импрессиониста Наохиса Иноуэ.
Больше интересного аниме 🔥Чему нас учит Хаяо Миядзаки и его замечательные мультфильмы7 отличных аниме студии «Гибли», которые снял не Хаяо Миядзаки8 интересных «фейковых» аниме, сделанных не японцами9 залипательных аниме-сериалов, чтобы отвлечься от проблем
Источник